1.4.3. Морская разведка (МР)

 

МР ведется специальными разведывательными кораблями, кораблями слежения за воздушно-космическими объектами, боевыми надводными кораблями (НК) и подводными лодками (ПЛ), привлекаемыми к разведке вспомогательными кораблями и судами ВМС, стационарными позиционными и буксируемыми гидроакустическими и магнитометрическими средствами на океанских и морских ТВД, а также в прибрежной зоне при прохождении иностранных кораблей и судов вдоль границы территориальных вод [23-24].

МР решает следующие основные задачи:

-    обнаружение пусков и сопровождение МБР, измерение координат и скорости, радиолокационных и оптических характеристик (сигнатур), перехват телеметрической информации;

-   выявление тактики действия боевых кораблей при использовании ими оружия и техники, определение ТТХ оружия;

-     выявление деятельности НК и ПЛ, военно-морских баз;

-    выявление состава, ТТХ и мест установки активных стационарных гидроакустических средств (ГАС); разведка прибрежной зоны.

Специализированные разведывательные корабли предназначены для выявления тактики действия боевых кораблей при использовании ими оружия и техники, определения ТТХ оружия, а также деятельности ПЛ на маршрутах их развертывания. Эти корабли оснащены средствами РР, РТР, ГАР.

Корабли слежения за воздушно-космическими объектами ВМС США «Генерал Арнольд», «Генерал Ванденберг», «Обзервейшен Айленд» предназначены для ведения разведки испытываемых российских МБР при их пусках в район Камчатки и в акваторию Тихого океана. Они обеспечивают сопровождение элементов боевого порядка МБР, измерение координат и скорости, радиолокационных и оптических характеристик, а также перехват телеметрической информации.

Корабли оснащены радиолокационным комплексами для траекторных измерений и определения радиолокационных сигнатур боевого порядка МБР. Аппаратура РР и РТР обеспечивает прием телеметрической информации и измерение угловых координат целей по сигналам бортовых РЭС.

Для точного определения координат боевого порядка МБР, а также для распознавания и определения некоторых оптических характеристик этих объектов используются оптические средства наблюдения с набором различных фильтров и фотокамер.

Для ведения ГАР в Атлантическом и Тихом океанах развернута стационарная гидроакустическая система «СОСУС», охватывающая основные стратегические районы плавания и пути выхода российских ПЛ в океан.

В состав системы «СОСУС» входят береговые акустические станции (БГАС) с вынесенными акустическими антеннами пассивной системы «Цезарь» и активная система барьерного типа «Колосс-1», установленная в Гибралтарском проливе.

Система «Цезарь» работает в диапазоне 1 - 400 Гц и обеспечивает обнаружение, длительное слежение, классификацию, определение скорости и курса ПЛ и НК.

Среднестатистическая дальность обнаружения ПЛ лежит в пределах 700 -1100 км, в наиболее благоприятных условиях - свыше 3000 км. При этом ошибка в определении места триангуляционным методом составляет 25 - 100 км, а при расчетах дистанции по одному пеленгу - 40-150 км.

Для повышения эффективности обнаружения ПЛ в дополнение к системе «СОСУС» предусмотрено использование стационарной акустической системы «ФДС» и позиционной ГАС «РДСС».

Система «ФДС» предназначается для обнаружения прохода ПЛ через рубеж, созданный из линии гидрофонов, которые устанавливаются за пределами континентального шлейфов в районе Азорских островов.

Система «РДСС» предназначена для обнаружения ПЛ в районах не охваченных системой «СОСУС» или в районах ее низкой эффективности. В состав системы входят якорные радиогидроакустические буи (РГАБ), выставляемые с самолетов на срок от трех месяцев до одного года. Буи системы «РДСС» предполагается выставлять в виде барьеров на рубеже Гренландия сландия - Великобритания.

Кроме того, для ведения ГАР используется позиционно-маневренная система СЕРТАСС, которая состоит из 10 кораблей ГАР ВМС США и Японии. Каждый корабль оснащен гибкой протяженной буксируемой антенной Длиной до 1800 м. В состав системы входят так же береговые центры обработки информации. Система позволяет обнаруживать ПЛ на расстояниях до 1000 км с вероятностью 0,5 и определять направление на объект разведки с ошибкой 2°.

К МР могут привлекаться также гражданские пассажирские, торговые, промысловые, научно исследовательские и другие суда, которые кроме указанных выше зон разведки могут посещать открытые для иностранных судов порты России.

 

Hosted by uCoz